1200*628

Несколько тысячелетий назад один человек развел костер на берегу моря, чтобы указать путь кораблю. Позже появились специально сложенные возвышенности из камней, на которых вспыхивал огонь. Затем появились башни, наверху которых лежал хворост и ждал своего часа. Так появился маяк.

51

Севастопольский маяк – одна из любимых моих городских достопримечательностей. Он находится практически у самого входа в Севастопольскую бухту, в ее юго-западной части.

Его история началась в 1816 году. В это же время на Тарханкуте возведен брат-близнец Херсонесского маяка.

52

Севастопольский маяк уже более 200 лет ориентирует суда. Высота Херсонесского маяка от основания до шпиля составляет 36 метров. Башня состоит из пяти этажей, шестой — фонарная площадка. На самый верх маяка ведет полторы сотни ступенек. Узкий устойчивый конус не смогли повредить ни ураганы, ни турецкие пушки, ни мощное землетрясение 1927 г.

53

В период Русско-турецкой и Первой мировой войн Херсонесский маяк практически не пострадал. А вот в годы Великой Отечественной войны в боевых действиях между советскими и немецкими войсками башня маяка была разрушена.

54

Тем не менее, в истории маяк запомнился как место подвига, где погибли последние защитники обороны Севастополя. Не смотря на постоянные обстрелы и бомбардировки, маяк помогал советским военным, и указывал путь кораблям, спешащим на помощь в осажденный город, пока сам не был полностью разрушен.

Смотрители маяка тоже себя проявили – во время обороны, уже при разрушенном маяке, ставили переносные фонари на развалинах, проводили корабли, подводные лодки, которые подвозили боекомплект, увозили раненных.

Башня маяка построена заново в 1950-1951 годах строителями Черноморского флота. Новое сооружение было возведено из железобетона и облицовано инкерманским камнем.

55

Маяк включается за один час до заката и выключается через час после восхода, но при плохой видимости на море (меньше 10 километров) работает и днём. А в хорошую погоду вахтенный наблюдатель на корабле с высоты 5–метровой рубки обозревает пространство вкруговую на 16 морских миль.

56

В былые времена маяк обслуживал целый штат сотрудников. Но одновременно с модернизацией маяков развивались и навигационные системы. Все это впоследствии привело к тому, что необходимость в обязательном человеческом присутствии на маяке пропала; ручное разжигание ламп и наблюдение за тем, чтобы свет не погас, более не требуется. Однако без человека в данном деле обойтись нельзя, поскольку в любое время оборудованию может потребоваться срочный ремонт.

Техническая характеристика маяка довольно сложная, а сигнал он выдает в виде световой морзянки — точек и тире. Херсонесский маяк посылает код «СВ», что значит «Севастополь». Полная подача сигнала занимает 18 секунд, он циклично повторяется. Ночью башня маяка подсвечивается мощными прожекторами, что улучшает её опознаваемость с моря

О Херсонесском маяке можно написать отдельную книгу. Именно он был пионером в радиосвязи кораблей с берегом. Именно на этом маяке в 1900 году знаменитый русский изобретатель Александр Попов проводил свои опыты.

Сегодня Херсонесский маяк является одним из мощнейших в Европе навигационных сооружений.

57

В этом месте невольно чувствуется грусть и ощущение невосполнимой утраты. Именно мыс Херсонес стал последним оплотом защитников города, героически сражавшихся во время обороны Севастополя. Но здесь же, возле Херсонесского маяка завершилась Крымская наступательная операция – Севастополь был освобожден от немецко-фашистских захватчиков.

Уверен, что этот маяк простоит ещё ни одну сотню лет и все так же будет указывать путь кораблям, сбившихся с курса.

Поделиться в соц. сетях